14 апреля текущего года в городе Москве состоялось расширенное заседание коллегии Минфина России «Об итогах исполнения федерального бюджета за 2014 год и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2015 год».
В ходе работы Коллегии Минфина России подведены итоги работы ведомства за 2014 год и поставлены задачи на 2015 год, рассмотрены и обсуждены меры по реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности Российской Федерации в 2015 году, приоритеты бюджетной и налоговой политики, вопросы укрепления финансовой системы и развития межбюджетных отношений.
Перед участниками заседания выступили Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов, председатель Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Российской Федерации А.М. Макаров, председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова. Основным лейтмотивом выступлений явилось следующее:
«Прошедший год ознаменовался серьёзными испытаниями: двукратное падение цен на нефть, санкции, стали для России серьёзным вызовом. Это не могло не оказать влияния и на финансово-экономическую сферу.
Регионы в полной мере ощутили макроэкономические и внешнеполитические потрясения прошедшего года.
Жить по старым лекалам в новых условиях уже нельзя. Для устойчивого развития экономики нам необходимо обеспечить плавную динамику номинального объёма бюджетных расходов.
Сегодня главный риск – не дать инфляции перейти из разовой в постоянную, а такой переход происходит, когда вслед за всплеском инфляции начинается индексация бюджетных расходов, индексация выплат зарплат и так далее.
Основная задача состоит в том, чтобы привести наши расходы, наши обязательства в соответствие с теми возможностями, которые у нас есть.
Для балансировки региональных бюджетов, для улучшения сбалансированности, необходимо принять несколько решений, в первую очередь это решения о возможности неиндексации заработных плат бюджетникам в текущем году, предоставлении большей гибкости региональным властям по применению принципа нуждаемости в вопросах социальных льгот и платежей.
Остаётся низкой эффективность системы социальной помощи: не применяется принцип нуждаемости. Это привело к тому, что сформирована система с высокими обязательствами и низким эффектом. Для преодоления бедности необходимо модернизировать эту систему, систему категориальных льгот, вводить учёт нуждаемости при осуществлении мер социальной поддержки.
В числе текущих задач, переходящих на следующий период – это, безусловно, обеспечение устойчивости бюджетной системы. Даже в нынешних сложных условиях мы должны сохранять стабильность и сбалансированность бюджетов.
Всё это должно быть основано на повышении эффективности бюджетных расходов, и это задача, которую предстоит решать Минфину России совместно с федеральными органам исполнительной власти и регионами, каждый рубль должен тратиться максимально эффективно.