Законопроект об исполнении республиканского бюджета Республики Алтай за 2022 год, подготовлен в соответствии с требованиями статьи 264.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение бюджета осуществлялось 36 главными администраторами доходов и 26 главными распорядителями бюджетных средств республиканского бюджета в соответствии с показателями, утвержденными законом Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на 2022-2024 годы.
2022 год характеризуется положительной динамикой по доходам, их объем составил 31 млрд. 726,9 млн.рублей с приростом к уровню 2021 года 10,3 % или 2 млрд. 961 млн.рублей и исполнением 99,9 %.
Налоговые и неналоговые доходы исполнены на 96,9 % в сумме
8 млрд. 798,7 млн. рублей, с темпом роста к 2021 году 108,8% или 708 млн. рублей. Показатели исполнения по собственным доходам сложились, в том числе в условиях подготовительного периода к переходу с 1 января 2023 года к новому инструменту в виде единого налогового счета и единого налогового платежа.
Объем безвозмездных поступлений, включая финансовую помощь из федерального бюджета сложился в сумме 22 млрд. 928 млн.рублей, с динамикой к 2021 году 110,9 %, или 2 млрд 252 млн. рублей, которые исполнены в полном объеме.
Дефицит составил 916,75 млн.рублей, объем которого сложился в пределах планового и допустимого значения по Бюджетному кодексу РФ.
По расходам республиканский бюджет исполнен в сумме 32 млрд. 643 млн. рублей или 97,1% от плана, с приростом к уровню 2021 года 14,6 % или 4 млрд. 160 млн.рублей.
Показатель исполнения республиканского бюджета соответствует среднероссийскому, выше среднего по СФО на 2,9 процентных пункта, а в сравнении с исполнением 2021 г. увеличен на 4,4 %.
В целом принятые обязательства республики исполнялись стабильно. По государственным программам и по главным распорядителям бюджетных средств процент исполнения варьирует от 97 до 100.
Часть ассигнований по итогам 2022 года остались неисполненными, по объективным причинам и сформировали остатки, которые запланированы в расходах текущего года. В числе факторов обязательность соблюдения сроков конкурсных процедур, длительность процедур по подготовке ПСД, заявительный характер социальных выплат.
В общем объеме исполненных бюджетных назначений безусловный приоритет расходы социальной направленности, на их долю приходится более 60 %.
Наибольший удельный вес в разрезе функциональной структуры приходится на такие направления как, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура - 2 млрд. 816 млн. рублей, с исполнением 98,9 %, образование – 7 млрд. 807 млн.рублей, с исполнением 99,65 %, социальная политика – 6 млрд. 801 млн.рублей, с исполнением 97,2 %, национальная экономика - 9 млрд. 517 млн. рублей, с исполнением 94,3 %.
В течение отчетного года были финансово обеспечены и выполнены все действующие социально-значимые обязательства, а также новые задачи, связанные с повышением с 1 июня 2022 г. минимального размера оплаты труда, обеспечением софинансирования, введенной Указом Президента РФ от 31.03.2022 г. № 175 ежемесячной денежной выплаты семьям, имеющим детей возрасте от 8 до 17 лет, обеспечением поддержки участников специальной военной операции и членов их семей, специальных мер в сфере экономики. Кроме того, в течение года были предусмотрены дополнительные ассигнования на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, модернизацию школьных систем образования, компенсацию ресурсоснабжающим организациям выпадающих доходов в связи с установлением экономически обоснованных тарифов для населения.
На реализацию Национальных проектов направлено 9,3 млрд.рублей с приростом к 2021 году на 69% или 3,8 млрд. рублей. Основная доля расходов приходится на реализацию Национального проекта «Безопасные качественные автомобильные дороги» - 4,3 млрд. рублей. В целом, объем дорожного фонда составил 6 млрд. 678 млн. рублей с процентом исполнения 92 %, с учетом переходящих на текущий финансовый год обязательств.
Важное направление финансовая поддержка местных бюджетов, объем которой оценивается по результатам отчетного года 10,3 млрд. рублей, в том числе 4 млрд. 253 млн. рублей направлено на реализацию переданных полномочий по таким направлениям как обеспечение общеобразовательного процесса в школах и детских садах, социальная поддержка граждан, поддержка ЖКХ.
Трансферты в объеме 6 млрд. 052 млн. рублей направлены в виде финансовой помощи на реализацию муниципальных полномочий, в том числе нецелевые средства и софинансирование на реализацию полномочий муниципальных образований по обязательствам по оплате труда, обеспечению горячего питания в школах, по доплатам за классное руководство, модернизации школьных систем образования, обеспечению жильем педагогических работников, переселению из ветхого и аварийного жилья и другим направлениям.
Общая долговая нагрузка республиканского бюджета Республики Алтай составила на 1 января 2023 г. 2 млрд. 523 млн. рублей -это бюджетные кредиты, без коммерческих заимствований. Объем госдолга находится в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством.
Годовая бюджетная отчетность принята Федеральным Казначейством, Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка бюджетной отчетности, целью которой являлось подтверждение отчетных данных данным бюджетного учета.
Руководитель: Завьялова Ольга Владимировна
Место выступления: Государственное Собрание-Эл Курултай Республики Алтай